ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ
В РОССИИ ВО
II КВАРТАЛЕ 2025 ГОДА1

 

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за II квартал 2025 г. (опрос респондентов проводился с 1 по 10 мая 2025 г., подробнее в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. возрос на 3 процентных пункта (далее – п.п.) и составил (-8%).

В зависимости от возраста респондентов индекс потребительской уверенности демонстрирует следующую динамику.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. возрос на 4 п.п. и достиг (0%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. увеличилась на 2 п.п. и составила 26%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 3 п.п. и составила 50%. Доля негативных оценок уменьшилась на 4 п.п. и составила 24%.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. возрос среди всех возрастных групп. Среди молодого поколения (16-29 лет) и лиц среднего возраста (30-49 лет) - на 3 п.п. по каждой возрастной группе – до (3%) и (1%) соответственно, среди лиц старшего поколения (50 лет и старше) - на 5 п.п. – до (-1%).

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. возрос на 6 п.п. и составил (-10%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. и доля нейтральных оценок увеличились на 3 п.п и составили 20% и 44% соответственно. Доля отрицательных оценок уменьшилась на 6 п.п. и составила 36%.

Индекс произошедших изменений в экономике России во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. возрос среди всех возрастных групп. Среди молодого поколения (16-29 лет) - на 8 п.п. – до (-7%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) - на 5 п.п. – до (-10%), среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) - на 6 п.п. – до (-12%).

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. сохранился на прежнем уровне и составил (-3%).

Доля респондентов, положительно оценивающих ожидаемые изменения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. уменьшилась на 1 п.п. и составила 14%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 2 п.п и составила 67%, доля отрицательных оценок уменьшилась на 1 п.п. и составила 18%.

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. сохранился на прежнем уровне по всем возрастным группам и составил среди молодого поколения (16-29 лет) +5%, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – (-1%), среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – (-7%).

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. возрос на 1 п.п. и составил (-8%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. увеличилась на 1 п.п. и составила 14%. Доля нейтральных оценок уменьшилась на 1 п.п. и составила 58%. Доля отрицательных оценок не изменилась и составила 28%.

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении во II квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2025 г. снизился среди молодого поколения (16-29 лет) на 4 п.п. – до (-7%), возрос на 2 п.п по каждой возрастной группе – среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) до (-6%) и (-10%) соответственно.

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 1 п.п. и составил (-21%) во II квартале 2025 г. против (-22%) в I квартале 2025 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 2 п.п. и составил (-20%) во II квартале 2025 г. против (-22%) в I квартале 2025 года.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*

 

Май
2024 г.

Февраль
2025 г.

Май
2025 г.

 

Май
2024 г.

Февраль
2025 г.

Май
2025 г.

Россия

-6,1

-11,0

-8,5

Люксембург

-10,7

-11,4

-6,9

Австрия

-15,2

-19,0

-18,6

Мальта

-9,0

1,3

-0,4

Бельгия

-11,2

-12,5

-14,4

Нидерланды

-11,5

-16,9

-17,6

Болгария

-18,2

-18,6

-19,5

Польша

3,7

-0,8

1,8

Венгрия

-25,7

-27,6

-28,0

Португалия

-17,5

-15,1

-15,9

Германия

-9,8

-11,4

-8,7

Румыния

-15,4

-17,0

-15,2

Греция

-43,8

-42,0

-42,7

Словакия

-13,0

-23,1

-22,2

Дания

-3,5

-11,0

-14,4

Словения

-26,0

-30,3

-24,6

Ирландия

…**

   -11,7

-16,9

Финляндия

-10,3

-8,8

-8,2

Испания

-14,5

…**

…**

Франция

-13,7

-13,0

-17,6

Италия

-18,6

-13,7

-16,2

Хорватия

-6,6

-16,2

-13,6

Кипр

-25,6

-18,9

-15,8

Чехия

-10,4

-10,6

-9,3

Латвия

-11,6

-13,1

-15,5

Швеция

-1,5

-2,6

-10,4

Литва

5,5

3,8

0,2

Эстония

-28,8

-37,6

-35,9

* Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

** Данные отсутствуют.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в мае 2025 г. находились в отрицательной зоне, за исключением Литвы +0,2% и Польши +1,8%. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в мае 2025 г. отмечены в Греции (-42,7%), Эстонии (-35,9%), Венгрии (-28,0%), Словении (-24,6%) и Словакии (-22,2%).

В мае 2025 г. по сравнению с маем 2024 г. наибольшее снижение индекса среди стран Евросоюза отмечено в Дании (10,9 п.п.), Словакии (9,2 п.п.), Швеции (8,9 п.п.), Эстонии (7,1 п.п), Хорватии (7,0 п.п.).

Наибольший рост индекса в том же периоде отмечен по следующим странам: Кипр (9,8 п.п.), Мальта (8,6 п.п.), Люксембург (3,8 п.п.), Италия (2,4 п.п.).

Показатель по Российской Федерации за аналогичный период снизился на 2,4 п.п. и составил (-8,5%).

Методологический комментарий

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в первую декаду февраля, мая, августа и ноября). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской Комиссии).

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей  (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во  внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

___________________

1 Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям.